?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

по многочисленным просьбам рассказываю о поездке в узбекистан в конце апреля-мае этого года!

Идею организовать фототур в Узбекистан подала Надя ещё осенью. Все на ура приняли это предложение, но когда дело дошло до покупки билетов, отважились только я и Надя. Все остальные колебались или были различные причины. Самые дешёвые билеты мы нашли у Атлант-Союза до Ташкента туда (23 апреля) и обратно (10 мая) за 16 тысяч. 1 мая к нам присоединятся ещё двое товарищей. Как было уже понято в течение поездки – всё-таки вдвоём путешествовать – самое оптимальное и продуктивное дело. Когда народу больше получается типичный шумный отдых, а не работа над фотосериями.
Собирался я как всегда в последний день – незаметно подкрался день поездки. Всё уместилось в мой маленький рюкзачок – 2 фотоаппарата (цифровик и среднеформатный Киев-88 + объектив запасной) заняли ровно половину места в рюкзаке, немного запасной одежды и спальник (его-то я купил заранее специально для поездки – самая маленькая и лёгкая модель на 15 градусов - комфорт).
Приключения не заставили себя долго ждать и начались в день отъезда – Надя чуть не опоздала на последний аэроэкспресс. А когда мы приехали в аэропорт, узнали, что наш рейс задерживают. В итоге его задержали на 3,5 часа. В салоне самолёта мы сразу прочувствовали «дух» Узбекистана, точнее запах её местных жителей. Самолёт – точно автобус, везущий узбеков вечером со стройки домой – шумно и много пьяных. Немного напомнило мой полёт из Перуджи в Барселону на самолёте Ryanair, где даже места занимают по принципу – кто первый! Единственный плюс в нашем самолёте до Ташкента – его заполненность наполовину. Первый раз я летел почти всю дорогу лёжа, развалившись сразу на трёх креслах и подложив под голову 2 пледа.
В аэропорту Ташкента сюрпризы продолжились – долгий досмотр и заполнение миграционных карточек. 1,5 часа стояли в очереди.



Наконец в 6 утра мы вышли из аэропорта. На выходе нас ждал водитель из Риштана, который нас туда должен и отвезти и который кстати был нашим постоянным водителем по Ферганской долине. Водителя звали Фазиль и он немного понимал по-русски – 2 месяца служил во Владике по его словам, но давным-давно. Как потом оказалось, около 90% узбеков среднего и старшего возраста либо служили либо работали в России и знают русский.
Ура! началось наше путешествие по Узбекистану. Пока ехали по улицам Ташкента первое, что бросилось в глаза – отсутствие иномарок и присутствие одних только машин Daewoo-Chevrolet. Много смешных дамасиков – местных маршруток – в 2 раза уже наших газелей и покороче, но туда как-то спокойно влезало по 9-10 человек! Много матисов, но в основном повсюду нексии. На окраинах Ташкента встретили повозки с осликом. Загородом – бескрайние зелёные поля и маки на обочинах дороги.



Путь в Ферганскую долину идёт через горный перевал, дорога единственная. Много постов с досмотром. Горы на рассвете – просто красота! Но на перевале нас с Надей срубил сон и проснулись мы уже в Ферганской долине. В Риштан приехали около полудня. Остановились у местного мастера-керамиста – Рустама Усманова – очень известного не только в Узбекистане. Он и его семья – татары – одни из немногих, которые не уехали в Казань, а остались жить здесь. Хочется отметить, что Надя всё организовала замечательно – наше проживание и маршрут. У нас всё было расписано по дням.
Первым делом мы обменяли деньги. 1 доллар – это примерно 2100 сумов. Обменяв 500 долларов мы стали богачами с пакетом денег.



В Риштане мы сразу окунулись в мир риштанской керамики и начали изучать процесс и мастерскую. Рустам нам всё показал и рассказал. Он сам сейчас больше занимается организацией, а в производстве работают его ученики.
Ниже немного инфы о риштанской керамике и мой фоторепортаж.

Риштан является старейшим центром керамического искусства Центральной Азии. Здесь была разработана уникальная технология создания керамических изделий, которые используются в домашнем быте не только местных жителей, но и вывозятся за пределы Ферганской долины. Местная керамика отличается своими формами, орнаментами и цветовой гаммой. Для глиняных изделий Риштана в раскрашивании характерно использование бирюзового, темно синего и коричневого цветов на молочно-белом фоне.
Процесс изготовления керамики состоит из нескольких этапов. Сначала готовят глину - глина должна быть не сухая и не очень мокрая. Глину тщательно разминают руками. Готовую глину используют на гончарном круге. И тут начинаются чудеса. За несколько секунд из бесформенной массы возникают красивые формочки. После гончарного круга предметы идут на сушку. Через несколько дней - в печь. Перед помещением в печь вся посуда проходит процесс ангобирования - обмакивание в специальный глиняный раствор для придания белого цвета. Затем проходит первый обжиг в печи при температуре 800-1000 градусов. Обоженный предмет разрисовывается мастерами. У каждого мастера свой неповторимый стиль и конечно он оставляет подпись на донышке. Заключительный этап - второй обжиг и покрытие глазурью. Ишкорская глазурь, сделанная из золы растений, придает глиняным изделиям своеобразное мягкое сияние.























К вечеру первого дня мы отправились прогуляться по улицам Риштана, точнее по длинной его центральной улице. На улицах Риштана мы были белыми воронами – туристы тут не слоняются, если приезжают – то сразу к мастерам-керамистам.



Все на нас косились, но в итоге оказались очень дружелюбными и нас звали на чай чуть ли не в каждый дом. Прогулялись по местному кладбищу – здесь оно прямо как сквер, все гуляют, сидят на лавочках, едят плов, пасутся козы.



Ели незрелый урюк – дети нам показали как его есть – солишь немного и ешь – кислятина ещё та!
Зашли ещё к одному известному мастеру – Шарифиддину Юсупову. Он уже тоже почти не расписывает керамику, его дело продолжает его сын. Вообще почти все керамисты потомственные и в этом деле заняты целые семьи.
Ночевать я остался во дворе на кушетке в спальнике, хоть меня и пугали комарами и скорпионами. Было очень жарко ночью – 25 градусов.

На следующий день мы продолжили изучение процесса изготовления керамики. Как раз сегодня в печь отправляется партия керамики. Перед этим она прошла процесс ангобирования и подсушки на солнце. Гуляли по городу. Зашли к ещё одному керамисту, снимали мечеть, улочки Риштана. На одной из улочек к нам подошла женщина вся в белом (значит недавно она совершила хадж в священное место) и потребовала объяснить – кто мы такие, откуда, почему снимаем.



К счастью у нас была бумажка из Известий и мы представились фотокорреспондентами. Она сразу подобрела и объяснила, что в 5 км – граница с Киргизией – поэтому такие предосторожности. Дальше пройдя по улице, мы услышали шум и гам и музыку. Оказалось в одном из дворов праздновали рождение ребёнка. Правда праздник уже подходил к концу и осталось всего человек 50, но нас быстренько туда завели, чему мы особо не сопротивлялись и послушали про некоторые обряды и просто поболтали.



26 апреля мы отправились в Арсиф – там встречаемся с ферганскими художниками. По пути заехали в Фергану и купили на рынке всё к плову. Арсиф – таджикский кишлак, лишь 5 домов – узбекских. Нас встретил местный портной-дизайнер одежды – Хайруддин. Прогулялись по окрестностям, он нам рассказал о местных обычаях и таджиках в Узбекистане. Потом спустились в чайхону здесь она огромная и довольно известная (рядом находится святое место) и пока готовился плов, пили чай и общались с местными художниками. Плов удался – такого вкусного я ещё не ел никогда. Правда ужасно жирный – на курдючном жире.



27 апреля мы в Фергане встретились с нашим экскурсоводом – Надей – довольно молодой и приятной девушкой – и поехали по ферганской долине. Проехали Коканд – один из самых старых городов Ферганской долины, Андижан (был почти полностью разрушен землетрясением и ничего старого в нём не осталось) и остановились в парке Боги-Шамол на самом востоке долины, за которым уже начинается Памир. Здесь находится мавзолей Бабура (Бабур – потомок Тамерлана и основатель государства Великих Моголов в Индии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Бабур). После отправились в Аксикент – городище, полностью разрушенное землетрясением в 1620 году. Городище находится на холмах на берегу Сырдарьи, - это целый музей истории под открытым небом. Мы здесь чего только не находили – разнообразные остатки от керамических сосудов валяются повсюду.





По пути назад заехали на склад хлопка под открытым небом. Огромные горы хлопка отсортированы по качеству и лежат прямо на асфальте, укрытые брезентом.



28 апреля наконец-то – мой день) мы отправились в горы – на Чодак. По пути заехали к табибу – местный лекарь, к которому огромные очереди и стекается народ со всей долины. Нас пустили посмотреть без очереди – он пускает к себе по 5 человек и осматривает лицо и щупает пульс. Затем выносит вердикт и выдаёт всякие травки на лечение. Говорит, что учился в Тибете.



Долго поднимались на машине в горы, затем оставили в чайхоне водителя и машину и пешком пошли дальше. Красота! Здесь ещё цветут яблони и вишни и всё утопает в зелени. Много сусликов снуют вокруг. Дошли почти до снегов – хотели найти тюльпаны. Встретили по пути девочку местную, она нам показала склон, усыпанный тюльпанами. Затем мы спустились к хижине, где девочка жила и отведали кумыса.



Вечером приготовили Басму – мясо режется крупными кусками и кладётся в низ казана, дальше капуста и прочие овощи почти целиком (помидоры, картошка, лук, чеснок) – всё накрывается крышкой и тушится около часа. Очень вкусно.



Вечером мы приехали в Маргилан и поселились в доме у директора местной шёлковой фабрики Едгорлик. Сразу видно – достаточно богатый человек. Ездит на мерседесе. Дом красивый и большой, всё хорошо обставлено. Но человек простой и добрый и работящий.

29 апреля с утра я сразу направился снимать на фабрику, пока Надя ходила на рынок за шмотками. Здесь полно туристов. Их проводят по всем процессам и всё объясняют, а потом конечно ведут в магазин при фабрике.
Ниже немного информации о производстве шёлка и фабрике и мой фоторепортаж.

Фабрика «Ёдгорлик» (в переводе с узбекского «Дар») - единственная в Центральной Азии, где сохранен оригинальный ручной способ изготовления шёлка. Фабрика также занимается производством ковров как шелковых, так и шерстяных. Сохраняя секреты старинных технологий, фабрика возобновляет древние дизайны.
Сырье-коконы шелкопряда-сегодня стараются производить надомным способом. Черви содержатся в специальном помещении, обеспечивающем комнатную температуру и защиту от солнца. Из крошечных как песчинки яиц до зрелых шелковых коконов они вырастают за 28-29 дней. Коконы варятся при температуре ровно 100 градусов – только тогда начинает вытягиваться нить. Из одного кокона в среднем получается 120 метров нити. Нити собирают в нитки (содержат 4-30 нитей). Нити и ткани окрашиваются только натуральными красителями в специальном помещении. Процесс окраски довольно сложный. На ткани заматываются области, которые не надо окрашивать. Потом всё помещается в краситель. затем снова заматываются другие области и снова помещаются в другую краску и т.д. На фабрике ткут также ковры. На один ковёр в среднем уходит 2-3 месяца. За один день делается 1 сантиметр ковра, поэтому ковры так дороги - от 1000 долларов. После каландровки ткани и одежда поступают в магазин при фабрике, где они практически не задерживаются.
























29 апреля вечером мы вернулись в Риштан. И в ночь на 30 апреля поехали в Ташкент. Так закончилась наша первая часть путешествия – путешествие по Ферганской долине.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
violet_shoes
Aug. 15th, 2010 05:12 pm (UTC)
*восторг*
billi_gatez
Aug. 17th, 2010 09:06 pm (UTC)
Отлично. Очень познавательно и фото отличные.
tinariya
Aug. 24th, 2010 10:14 am (UTC)
Женя, репортаж потрясающий! Я как будто там побывала. Очень теплые, эмоциональные фотографии! Маки - это вообще моя мечта! На следующий год отправляюсь по вашим стопам!
un_ricciotto
Aug. 24th, 2010 07:19 pm (UTC)
спасибо, Тина!!! мы может и в следующем году поедем туда! только ещё хотим в фанские горы!
( 4 comments — Leave a comment )