?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ман Рей (настоящее имя Эммануэль Радинский, 1890-1976) родился Филадельфии в еврейской семье эмигрантов из России. В 1908 году после окончания школы решил стать художником. Был кубистом, дадаистом, сюрреалистом.… В 1915 году купил фотоаппарат, главным образом затем, чтобы фотографировать свои работы — и стал одним из самых знаменитых фотографов всех времен и народов.




После переезда в Париж в 1921 году Ман Рей успешно участвовал в выставках дадаистов (о дадаизме интересно рассказано тут - http://visaginart.nm.ru/MOD/dada.htm), но коммерческим успехом его работы не пользовались. А вот его эксперименты в области фотографии оказались способны не только прокормить его, но и дать ему известную финансовую независимость. При этом он всю жизнь считал фотографию низшей формой искусства. Когда Вторая мировая война заставила его вернуться в Америку для него было тяжким ударом узнать, что его знают только как фотографа. Вероятно от обиды Ман Рей совсем забросил фотографию. Он писал картины и даже умудрялся продавать их — но большой популярностью они не пользовались.
В 1951 году Ман Рей вернулся в Париж, где в течение четверти века продолжал заниматься живописью и скульптурой. Между тем его репутация как фотографа продолжала расти, несмотря на то, что он почти не брал в руки фотоаппарат. Его выставки проходили в Париже, Лос-Анджелесе, Роттердаме, Нью-Йорке... (тут все фото ман рея - http://www.manray-photo.com и тут много - http://violin.perm.ru/2007/06/26/man_ray_collection/)
Ман Рей умер в 1976 году в своей студии в Париже. Эпитафия его могиле гласит: «Беспристрастный, но не равнодушный».
В 1999 году был признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века.

Рейограммы

Ман Рей придумал особую технику – «рейограмму»: предметы укладываются на фоточувствительную бумагу, и композиция «засвечивается». Фактически рейограмма - это родоначальница сканограммы.





Ню и сюрреализм

«Обнаженное тело всегда было одним из моих любимых сюжетов как в живописи, так и в фотографии. И я признаю, что это не только по художественным причинам». Под этими словами Ман Рэя мог бы подписаться практически любой фотограф или художник XX века. Но так уж случилось, что именно для сюрреалистов обнаженное женское тело оказалось основополагающим мотивом во всех видах искусства — от литературы до фотографии.



Жанр ню в творчестве Ман Рэя занимал особое место: некоторые из его произведений, такие как «Скрипка Энгра», серии «Наташа» и «Сюзи Солидор», стали одновременно символами сюрреалистического движения и культовыми образами XX века. Любимые модели фотографа были часто его любовницами: Кики де Монпарнас (Алиса Эрнестин Прэн), Ли Миллер, Мерет Оппенхейм, Эди Файделин.
В жанре ню у Ман Рэя можно выделить два параллельных друг другу направления: классическое и сюрреалистическое. В первом случае фотографа интересует выразительность тела как такового, его форма и текстура, лишь подчеркнутые светом. Таковы изображения Кики, сделанные в начале 1920-х, работы без названия и портреты ню Ли Миллер, Мерет Оппенхейм 1930-х, фотографии «Джульетт» в 1940-х годах и многие другие. Второй путь всецело соответствовал духу сюрреализма. Здесь обнаженное тело выступало уже как составной и, можно сказать, главный элемент фантазий автора. Фотографировать свое воображение Ман Рэю помогали различные техники: фотоколлаж, соляризация, реография и множественная экспозиция.
Программным произведением как для Ман Рэя, так и для сюрреализма в целом стала работа «Скрипка Энгра» (1924).



Двойственность названия, пересечение и наложение друг на друга разных смыслов (обращение одновременно к живописи Энгра и факту его биографии — он превосходно играл на скрипке, а также антропоморфное сходство скрипки с женским телом), фотомонтаж, синтез вещественного и телесного, искусственного и живого — эти приемы часто эксплуатировались фотографами и художниками.
Одновременно классическим по технике и сюрреалистическим по содержанию является «Молитва» 1930 года.



Излюбленный прием фотографа — сильное размещение светотеневых пятен — создает резкий контраст обнаженного тела и бездонного черного фона. Свет здесь словно полирует обнаженную форму, превращая ее в мраморный объект. В работе «Бюст» (1933), наоборот, созданный тенями мягкий контраст превращает мрамор в подобие человеческого тела. Другая метаморфоза происходит в фотографии для журнала «Минотавр» (1936), где, играя контрастами и смыслами, фотограф создает новую форму: обнаженный женский торс трансформируется в голову быка.



Создание собственной «новой мифологии», заимствование мотивов и отдельных образов из современности или произведений предшественников было свойственно сюрреалистам. Так, в серии «Женский бюст» (1930), «Рейография — Ли Миллер» (1931) возникает недвусмысленный намек на скульптурный образ Венеры Милосской; в фотографиях без названия 1930-х годов можно увидеть фигуру манекена. Этот образ постоянно присутствует в картинах сюрреалистов и символизирует для них идеальный объект для воплощения скрытых желаний и чувств.
В фотографиях 1929 года «Превосходство сущности над разумом» и «Наташа» эффект, созданный соляризацией, пробивает пространство, фон становится затуманенным, и тело, утрачивая свою четкость, начинает просачиваться в окружающее пространство. В этих работах кристаллизуется сюрреалистическая идея бесформенности и эстетика сфотографированного сна.

Превосходство сущности над разумом


В серии «Сюзи Солидор» (1929) и «Мерет Оппенхейм в купальной шапочке» (1933), наоборот, женские светящиеся фигуры благодаря специально обведенному черному контуру выглядят аппликациями и выделяются на белом фоне.
Воздействие сюрреалистической красоты у Ман Рэя может быть однородно эротическому наслаждению или повергать в неосознаваемое и чисто физическое беспокойство. С личностью маркиза де Сада в творчество сюрреалистов приходит тема «запрещенных и жестоких игр». У Ман Рэя это садомазохистская серия «Черное и белое», порнографические фотографии «Фантазии мистера Сиабрука», «Посвящение де Саду», «Две женщины» и другие.



Фотографии Ман Рэя в жанре ню, будь то классические или экспериментальные, вполне отвечают чаяниям Андре Бретона о том, что «судорожная красота будет эротически сокрытой, неподвижно взрывающейся, магически случайной, или ей не быть».

Ман Рей и кино
Немногие знают, что Ман Рей ещё и снимал кино.
Технические возможности кино, позволили Ман Рею, экспериментируя с движущимся образом, исследовать и сделать очевидными многие фотографические процессы и приёмы, использовавшиеся сюрреалистами. В современной ситуации, работа представляет интерес, прежде всего, как пограничный продукт кино и фотографии, зафиксировавший определённый этап взаимодействия образа и технических средств его конструирования.

Фильмография
1923 — Возвращение к разуму / Le Retour à la raison
1924 — À quoi rêvent les jeunes films
1926 — Оставь меня в покое / Emak-Bakia
1928 — Морская звезда / L'Étoile de mer
1929 — Мистерии Замка Костей / Les Mystères du château de Dé
1935 — Essai de simulation de délire cinématographique

Возвращение к разуму / Le Retour à la raison - Короткая лента показывает первые эксперименты монтажной работы Мана Рея.
Работа с близко расположенными работами и сменой фокуса кинокамеры. В корткометражке показана работа как с геометрическими привычными объектами, так и игрой света на живом объекте.



Emak-Bakia (1926) - Оставьте меня в покое, 1926, Ман Рей
Название фильм переводится с бакского как "проваливайте и оставьте меня в покое". Фильм является главным манифестом дадаистов. Представление из нереальных и нераспознаваемых монохромных кадров перемешивается с реальными объектами. Объеты вне фокуса камеры погружают в некую атмосферу сексуального мечтания (в чем-то отражающую фрейдизм - подсознательное желание между реальным и нереальным объектом)

L'Etoile de mer (1928) - Морская звезда, 1928, Ман Рэй
Мужчина и женщина бредут по деревенской местности. Поднимаясь по лестнице они входят в комнату, где женщина начинает раздеваться. Мужчина неожиданно уходит. После его возвращения женщина дает ему сеть для ловли рыбы...


Comments