?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Еще 5 книг о фотографии

       Моя первая подборка книг для "думающих фотографов" успешно разошлась по интернету - http://un-ricciotto.livejournal.com/66670.html. Поэтому я решил опубликовать еще 5 книг, которые необходимо прочитать, чтобы идти в ногу со временем и хоть немного приблизиться к пониманию современной фотографии и тому, как все к этому пришло. Некоторые только недавно вышли на русском языке, хотя перевод не всегда адекватный, как в случае с Руйе, они только в бумажном варианте. А некоторые можно и скачать по ссылкам.

IMG_1458


6. Андре Руйе "Фотография. Между документом и современным искусством"
Первое русскоязычное издание главного современного труда по теории фотографии, а также серия лекций автора.
Книга «Фотография. Между документом и современным искусством» – одно из главных событий в области экспертной литературы о фотографии. Андре Руйе здесь предлагает свое видение истории становления фотографической эстетики, а благодаря его широчайшим познаниям в сфере философии и истории искусств чтение его работы превращается в особенное интеллектуальное удовольствие. Кроме того, что особенно ценно, в своем труде Руйе дает всеобъемлющий исторический обзор, посвященный практике осмысления фотографии как культурного явления, как визуального медиума, как арт-техники. Таким образом, эта книга может служить отправной точкой для знакомства с миром фотографии в историческом и концептуальном разрезах, а также незаменимым подспорьем для студентов и специалистов, занимающихся данной темой, в дальнейшем изучении как различных взглядов на предмет, так и корпуса соответствующих текстов (приведенная в конце книги Руйе библиография имеет имеет самостоятельную ценность).
Принимая во внимание то, что сегодня на русскоязычном книжном рынке катастрофически не хватает качественных теоретических работ о фотографии, издание такого труда, как этот, представляется вдвойне важным событием. Фундаментальная работа Андре Руйе по праву может претендовать на звание главной философской книги о фотографии последнего десятилетия.
Только вышла на русском. Поэтому только в бумажном варианте. Купить можно здесь -

7. Елена Петровская "Теория образа"
Рассматриваются основные подходы к проблеме видимого и невидимого в работах ведущих современных философов и культурологов, таких как М.Мерло-Понти, Ж.-Л.Марьон, М.-Ж.Мондзен, Ж.-Л.Нанси, Ж.Деррида, Р.Барт, Р.Краусс и В.Флюссер. Автор стремится не только представить взгляды этих теоретиков в избранной им оригинальной перспективе (недостаточность "чтения" визуального в качестве набора знаков), но и наметить предметное поле новой дисциплины - исследований визуального. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами современной визуальной культуры.

Советую обратиться и к другим книгам и статьям Петровской - например, "Безымянные сообщества", "Антифотография" и т.д.
8. Валерий Подорога "Kairos, критический момент"
Хотя книга вышла небольшим тиражом, очень известна в узких кругах. Фактически моя настольная книга по актуальному искусству.
Всё современное искусство вплоть до актуального — это шоковое искусство, это искусство сверхбыстрое, взрывное, пугающее и ужасное, оно хочет не просто «трогать», оно стремится отрешить нас от привычки к созерцательной практике.
Скорость ещё человечна, быстрота — это уже такое состояние времени, которое служит мгновенному, исчерпывается и длится в этом мгновении. Быстрота слишком принудительна, если не террористична. Быстрота бесчеловечна.
Сегодня доминирует экспериментальная разрушительная быстрота, не знающая медленности и остановок. Мгновение взгляда, удерживаемое только его повторением. Особая быстрота, высвобождающая нас из плена объективно текущего времени: быстрота наркотиков, виртуальных игр, разного рода интеракций.
Различать — это быть медленным, останавливаться, быть внимательным, «зорким», свободным в движении и суждениях, то есть обладать временем различия. Насколько мы что-либо различаем, настолько мы в состоянии оценить различаемое (с точки зрения его угрозы для нас или возможного удовольствия).
Ещё в начале 90-х годов актуальное искусство было продуманной и циничной экспозицией шокирующего социального жеста. Теперь в искусстве нет ничего от бунта, вызова или сопротивления, оно направлено не столько против common sense, сколько против принципа реальности.
Актуальный художник ныне испытывает чувство растерянности: даже самый насильственный и «оскорбляющий» из его жестов слишком быстро утрачивает шокирующую силу. Утверждаемая иная реальность опознаётся здравым смыслом как допустимая и даже принимаемая всеми условность игры-в-искусство.
Актуальный художник стал легко контролируем властью и «нормой», да и собственным «выбором», но не потому, что он социально уязвим как личность, но потому, что в современном обществе стало возможным пространство асоциальной экспериментации.

И напоследок 2 книги Джона Бергера:
9. Джон Бергер "Искусство видеть"
Книга о природе искусства, во многом изменившая отношение западного общества к визуальному: будь то живописный шедевр из Лувра или растиражированная рекламная фотография.
На примере общеизвестных произведений изобразительного искусства и типичных рекламных изображений Бергер показывает, что наряду с непосредственным сообщением практически каждая картина, каждый визуальный объект массовой культуры несет в себе идеологический заряд, обусловленный интересами доминирующего класса или же - доминирующего пола.
Книга состоит из семи эссе, из которых четыре посвящены отдельным аспектам оригинальной бергерской концепции, а три представляют собой подборки изображений без комментариев, цель которых - заострить внимание читателя на затрагиваемых проблемах.
Скачать можно здесь -

10. Джон Бёрджер "Фотография и ее предназначения"
В книгу британского писателя и арт-критика Джона Бёрджера, специально составленную автором для российских читателей, вошли эссе разных лет, посвященные фотографии, принципам функционирования системы послевоенного искусства, а также некоторым важным фигурам культуры ХХ века, от Маяковского до Ле Корбюзье. Тексты, в основном написанные в 1960-х годах, содержат как реакции на события того времени (смерть Че Гевары, выход книги Сьюзен Сонтаг «О фотографии»), так и более универсальные работы по теории и истории искусства («Момент кубизма» , «Историческая функция музея»), которые и поныне не утратили своей актуальности.
Только вышла, купить можно здесь -

Comments