Previous Entry | Next Entry

По следам этрусков

После нашего велопутешествия по холмам Тосканы в конце апреля, наши руки, и ноги тоже, «чесались» вернуться в Тоскану. Сначала хотели проехаться от Ареццо до Болсены, но это довольно тяжелый и длинный маршрут для 2 дней. Разглядывая местность и фото в Google Earth, я наткнулся на фотографии маленького живописного городка Pitigliano, расположенного на вершине скалы. Оказалось – это древний этрусский городок. А рядом – многочисленные некрополи, раскопки и «затерянные» этрусские миры. Здесь и живописные термы «Сатурния» с серной теплой водой и этрусская дороги – Vie Cave, прорубленные в скале. А дальше озеро Больсена в кратере потухшего вулкана и возможно столица древней Вольсинии – Орвието. Решено: едем по следам этрусков – от Гроссето до Орвието!

почти 200 км за 2 дня

В 5 утра в субботы уже с велосипедами были на вокзале Болоньи. Час до Флоренции и там пересадка на поезд до Гроссето. Поезд до Гроссето идет почти 3 часа по уже знакомым нам местам – Сиена и Val d’Orcia – в прошлый наш велопоход мы пересекали эту одноколейку по пути. Поля уже не такие насыщенно зеленые. Появились желтые нотки, многие поля уже покошены и «кругляшки» сена живописно раскиданы по холмам.
В Гроссето – в 10 утра. Сегодня же 2 июня – День Независимости Италии. В городе идет подготовка к параду – много военных и полиции в праздничной форме.

Но времени у нас на парад нет – надо ехать. 5 км от города, съехали с большой дороги на маленькую дорожку среди виноградников, оливковых деревьев и полей. Начинается долгий тянучий подъем на холмы. Рожь уже поспела и красиво колосится в ожидании жатвы. Целые поля цветов по дороге.

небольшой привал среди виноградников

Первый городок на нашем пути – Scansano. Тишина. В центре только дедульки сидят в баре и скрываются от уже палящего солнца.

После городка наконец первый спуск – аж уши заложило – километров до 60 на спуске разгонялись. Еще много мотоциклистов, которые проносятся мимо и полностью тебя оглушают. Сворачиваем на грунтовку – так должно быть короче на пути к термам Сатурния. Солнце палит беспощадно. Мы пропустили поворот и сделали крюк в 2 километра. Но затем вышли на нужную дорожку. Дорога пересекает каменную реку – воды в ней нет, только куча камней. И снова вверх! Вот и Сатурния. Здесь настоящий курорт. И в термах, как оказалось, не протолкнуться! Но искупаться обязательно надо.
Особое очарование этому сказочному месту придает тесная связь с мифами. Один из них повествует о том, как бог-громовержец Сатурн прогневался на вечно воевавших друг с другом людей. Он схватил молнию и метнул ее на землю. От страшного удара из образовавшегося кратера вулкана забила струя теплой серной воды, которая принесла людям мир и спокойствие, прекратила распри. Здесь до сих пор со скоростью 800 литров в секунду бьет из источника чудесная вода. Ее температура + 37°. Надо признать, что в воде прекрасно – как в ванне, но вонь стоит невыносимая.

Полчаса в ванне и снова в путь!
После терм нас ждал тяжелый подъем вверх – уклон, кажется, что под 30 градусов. А на вершине холма маленький курортный городок – Poggio Murella, где мы решили поужинать. Но до заката еще нужно проехать километров 10 и найти красивое место для ночлега. Вот и солнце скрылось.

А мы начали спуск в долину и увидели на холме тихую полянку – вид отсюда на всю долину. Замечательное место для ночевки! Тепло – ночью градусов 16. И что удивительно, ни одного комара. Звезд миллион. Луна светит, будто яркий ночник сквозь листву дубов, нависших над нами. Даже засыпать не хотелось, а хотелось слушать тосканскую ночь и смотреть на звезды.

В 5-30 подъем! Вот и солнце первыми лучами осветило нас, и я быстро вскочил с фотоаппаратом ловить рассвет.

Продолжаем спуск в долину. В долине – будто затерянный мир. Скалистое ущелье, и поле цветов. На скалах древние знаки и остатки «окошек» этрусских гробниц.

Около Сованы находится большой некрополь этрусков - “городах мертвых”. Вырубленные в скалах или возведенные из камней склепы расписаны яркими фресками, украшены замечательными рельефами и были когда-то снабжены всем, чем дорожил на земле усопший. Доминирующая гробница - гробница Гильдебранда (III век до н.э.), названная так в честь сованского папы Григория VII. Это самая большая и монументальная гробница-храм некрополя Сованы. Фасад с колоннами имитирует настоящий храм с высоким подиумом, на который ведут две боковые лестницы, потолок гробницы кессонный. У гробницы было шесть фронтальных колонн и по три боковых. Сверху монумент украшали человеческие фигуры среди листвы. Некоторые декоративные элементы гробницы можно увидеть в музеи Преторио. Интересна гробница Тайфуна (IV век до н.э.).

Свое название гробница получила от ошибочной интерпретации центральной фигуры на тимпане, на которой был изображен Тайфун (морское чудовище со змеиным хвостом). На самом деле это женская среди листьев и цветов. В центре огромная открытая прямоугольная ниша. Справой стороны крутая лесенка, по которой можно подняться на гробницу. На территории некрополя расположенные разные виды гробниц - ниши, тимпаны, с колоннами.
Но самое интересное – это Vie Cave, дороги прорубленные в скале.

На одной из стен увидели свастику, символизирующую восход солнца.

После Сованы наконец спускаемся к Питильяно.

Этруски заложили поселение на высоком холме (300 - 663 метров над уровнем моря), сделав город недоступным для врагов - скалы окружают Питильяно с трех сторон. С Питильяно связана красивая легенда. «Давным давно, даже еще не при царе горохе а при Императоре Августе или даже при его не родном отце Цезаре жил в Риме прекрасный юноша патрийских кровей, которого звали Питилио и его дружок такой же дылда, балбес патрийский Лиано. Все им в жизни хватало, только не хватало одного, адреналина, поэтому в поисках этого гремучего вещества которое нам дает чувство переполненности жизни и азарта игры в нее, друзья забрались на Капитолийский холм, поздненько так, уже к вечеру. Смеркалось, все храмы языческих наисвятых закрывались и охранник тряся тяжелой связкой железных ключей стоял на площади перед святилищами выгоняя запоздалых мирян ором на всю частную римскую - «Спать пора, спать пора, всем хорошим людям спать пора!» Но наши удальцы не считали себя хорошими людьми, поэтому дождавшись, когда все на холме поутихнет, незамеченными пробрались друзья в храм самого Юпитера, смеха ради, влезли на огромную статую и сорвали с головы хмурого властелина всей античной поднебесной и наземельной золотую корону. На рассвете же следующего дня разбудила мамка Питилио криками и ругательствами, оказывается уже весь древний город Рим знал о краже золотой короны с головы бога громовержца и старцы на площади уже поговаривали что видел кто то на холме в этот вечер двух балбесов патрийских – Питилио и Лияно. Ничего не оставалось друзьям, как вскочить на быстрых лошадей и скакать из города куда глаза глядят. А глаза то глядели на север, в чащебы Маремманские, где среди труднопроходимых лесов жили маги и волшебники и не каждый рисковал входить в эти земли. Так скакали друзья скакали и на взмыленных лошадях прискакали к трем небольшим рекам омывающим большое туфовое плато. Их поразила суровая красота этой местности, друзья перешли реку, поднялись по туфовым склонам и заночевали в одной из пещер выбитых в мягкой породе то ли водой и ветром а то ли руками человека. Так на месте остановки друзей сложился город, который и был назван в честь беглецов.
Город сохранил дух древности. Городок, как и Сована, расположен в зоне туфа – горной породы, образовавшейся из вулканического пепла. Город буквально вырастает из массы туфа, что делает его очень интересным. Питильяно возвышается на плоскогорье образованном тремя реками, это одно из самых красивых мест Тосканы и Италии, наполненное различными монументами эпохи Средневековья, узкими улочками, дворцами, башнями и непередаваемой атмосферой.
Питильяно также известен, как маленький Иерусалим, здесь есть синагога и многочисленное еврейское поселение. Во время второй мировой войны в период немецкой оккупации евреи рассредоточились по окрестным поселкам, где несмотря на облавы, выжили и создали обширную еврейскую сеть. Но видимо в воскресенье синагога закрыта и нам не удалось ее посмотреть.

солнечные часы в Питильяно

Едем дальше. На нашем пути оказался Sorano.

А за ним раскопки средневекового городка – Vitozza. Развалины поросли лесом. Здесь тоже есть некрополи этрусков. А внизу – обрыв метров 200.

В Onano решили немного передохнуть от жары и поели мороженого. Вроде полегче – можно ехать к озеру Больсена.
Вот оно уже и виднеется.

Озеро расположено в кальдере потухшего вулкана и было сформировано около 370 000 лет назад в результате провала кратера вулкана Вульсини. Два острова в южной части озера были сформированы подводными извержениями позже.
Полчаса на купание и уже пора начинать путь к станции – в Орвието.

Последний тягучий подъем через кромку кратера и наконец длинный спуск. Вот уже вид на Орвието.

Город был основан во времена этрусков и зачастую связывается с этрусским городом Велзна (Волсиния). Орвието был одним из важнейших центров этрусской цивилизации.
Но времени и сил заезжать в сам город уже нет – тем более он располагается на скале и снова карабкаться вверх неохота. На станции сели на поезд, который идет в Германию, нам до Болоньи 3 часа. Обычно билеты на велики не покупали и никто не проверял. Но немцы ужасные педанты и проводник заставил нас купить еще и билеты на велосипеды за 10 евро.
По вечерней Тоскане домой. Огромная луна провожала нас.

( 2 comments — Leave a comment )
catitaliana
Jun. 5th, 2012 02:29 pm (UTC)
kakaya krasota.....vashi foto otlichno peredajut eto! grazie !
(Anonymous)
Jun. 22nd, 2013 06:34 pm (UTC)
Замечательный рассказ и классные романтические фотографии. Особенно фотографии рассвета. Здорово.
Спасибо. Воспользуемся в поездке по Тоскане.
( 2 comments — Leave a comment )